Екатеринбург: +7 (343) 372-47-20
Челябинск: +7 (351) 247-81-41
Карта проезда Карта проезда
Почта Написать письмо

У нас нет бизнес-тренеров!
Все семинары и тренинги в нашей компании ведут только действующие предприниматели и руководители, каждый из которых действительно преуспел в своей области.

Мы не зануды!
Мы говорим простым и понятным языком. Мы не любим "заумную терминологию", и даже о самых сложных бизнес-технологиях рассказываем легко, понятно и увлекательно!
Вы ничем не рискуете!
Если Вас не устроит качество нашего семинара и Вы решите покинуть его - мы полностью вернём Вам деньги. Мы - единственная компания в городе, которая даёт такие гарантии!



Наличие в компании бюджета совсем не гарантирует его исполнения!

18.08.2009 09:55:01

В большинстве компаний бюджеты составляются. Составляются и не исполняются. По результатам нашего исследования – 87% руководителей отечественных компании полагают, что наличие бюджета - это уже гарантия исполнения. Однако это – далеко не так!

По роду деятельности мне постоянно приходится сталкиваться с системами бюджетирования и управленческого учёта.

Удивительно, что в подавляющем большинстве случаев системы, которые в отечественном бизнесе принято называть громкими словами «Бюджетирование» и «Управленческий учёт» на самом деле таковыми совсем не являются.

Казалось бы – как построена система, так пускай себе и существует. Но на практике в таком случае картинка складывается далеко не радужная.

В большинстве компаний система бюджетирования выглядит примерно так:

  1. Подразделения планируют свои бюджеты
  2. Экономисты и финансисты сводят планы отдельных подразделений в единую картинку
  3. К началу или к середине следующего месяца бухгалтерия собирает факт и передаёт эту информацию экономистам
  4. Экономисты и финансисты опять сводят из этих данных единую картинку и передают эту информацию руководству
  5. Руководство с удивлением обнаруживает, что по факту получилось совсем не то, что планировалось и начинает «пропесочивать» линейных менеджеров
  6. Линейные менеджеры делают виноватый вид и обещают исправиться
  7. На следующий месяц повторяется то же самое

Неправильно построенная система бюджетирования:

  1. Не приносит никакой пользы бизнесу и тормозит его развитие.
  2. «Высасывает соки» из руководителей высшего звена и линейных менеджеров.
  3. Создаёт непосильную нагрузку на экономистов и бухгалтерию.
  4. Превращается из эффективного инструмента управления в средство устрашения сотрудников.

Для того, чтобы построить рабочую систему бюджетирования и управленческого учёта надо ответить на два вопроса:

1. Почему во многих компаниях системы бюджетирования и управленческого учёта существуют, но результата не приносят?

2. Какой должна быть система бюджетирования и управленческого учёта, чтобы она работала?


Почему во многих компаниях системы бюджетирования и управленческого учёта существуют, но результата не приносят?

Начнём с определений. Итак – что такое бюджетирование? Для примера я набрал в Яндексе запрос «Бюджетирование определение» и наугад выбрал несколько определений. Вот что получилось:

Бюджетирование – это прогнозирование будущих финансовых показателей, денежных потоков, потребности в финансовых средствах, базирующееся на модели функционирования предприятия, с целью формирования планов и бюджетов различного уровня. (http://www.iteam.ru/publications/finances/section_11/article_1747)

Бюджет представляет собой согласованный и сбалансированный краткосрочный план, объединяющий в себе основную, финансовую и инвестиционную деятельности компании. Бюджетирование – это процесс построения и исполнения бюджета компании на основе бюджетов отдельных подразделений. Самое ценное, что может дать Вам бюджетирование – это координация всех сторон деятельности компании. (http://www.aup.ru/articles/finance/14.htm)

Бюджетирование - это процесс разработки, согласования, утверждения бюджетов, а также контроль их фактического исполнения. Это система управления предприятием посредством совокупности взаимосвязанных бюджетов, полностью отражающих в количественных или стоимостных показателях контролируемые аспекты деятельности предприятия. (http://www.inec.ru/company/pressroom_/smi/smi08/budgetp.php?print=Y)

Что мы видим из всех этих определений? Мы видим, что есть планы, есть система взаимосвязанных бюджетов, есть исполнение бюджетов. Вроде бы всё красиво. Но ни в одном из определений мы не встретили главного: Зачем бизнесу нужно бюджетирование?

Как ни странно – именно от ответа на этот вопрос зависит то, какая система бюджетирования и управленческого учёта у Вас получится… Иными словами – как Вы лодку назовёте, так она и поплывёт!

И если при разработке и внедрении системы бюджетирования и управленческого учёта компания использует вышеприведённые (или подобные) определения, то именно этим она потом и занимается:

  1. Прогнозирует будущие финансовые показатели, базирующееся на модели функционирования предприятия
  2. Формирует планы и бюджеты различного уровня
  3. Делает согласованный и сбалансированный краткосрочный план
  4. Строит и исполняет бюджеты компании на основе бюджетов отдельных подразделений
  5. Разрабатывает, согласовывает и утверждает бюджеты, а также контролирует их фактическое исполнение
  6. Управляет предприятием посредством совокупности взаимосвязанных бюджетов

Остаётся вопрос – зачем компания это делает? Выходит – только для того, чтобы делать. Ну какой Вам толк от прогнозирования будущих финансовых показателей, если они всё равно не будут выполнены или от контроля исполнения бюджета, если этот контроль ни к чему не приводит?

На наш взгляд, Бюджетирование — это управленческая технология, которая позволяет компании достигать целевых финансовых результатов.

А это значит, что система бюджетирования должна обеспечивать компании получение запланированной прибыли, сокращение потребности в оборотном капитале, своевременный возврат кредитов и исполнение инвестиционных проектов.


Какой должна быть система бюджетирования и управленческого учёта, чтобы она работала, а не стала дорогой и бесполезной игрушкой?

Любая система становится «рабочей» только в тот момент, когда становится чётко понятно – кто, что и когда делает.

Для начала определимся с тем, «КТО»

Для этого в системе бюджетирования создаётся финансовая структура, которая определяет индивидуальный вклад каждого подразделения или сотрудника в общий финансовый результат компании.

Затем разберёмся с тем, «ЧТО»

Для того, чтобы достичь запланированных финансовых результатов нужно добиться одной простой вещи – максимально приблизить фактические значения наших финансовых показателей к плановым.

В этом случае руководству компании важно понять разницу между двумя технологиями планирования:

Первая – когда сотрудники пытаются угадать как всё сложится и строят планы на основании своих догадок. Эта технология нам не подойдёт.

Вторая технология несколько шире, чем просто «планирование» В рамках второй технологии планирования сотрудники не пытаются угадать, что произойдёт, а ставят пред собой себе чёткие цели и обеспечивают их достижение.

Значит первое «ЧТО» – это наличие чётких финансовых целей для каждого подразделения или сотрудника.

Однако наличие финансовых целей совсем не гарантирует их исполнения. Для того, чтобы у компании получалось достигать своих целей – степень достижения целей придётся постоянно контролировать.

В случае, если появляется отклонение от намеченных целей – подразделение или сотрудник, ответственные за выполнение целей разрабатывают перечень мероприятий по исправлению ситуации и обеспечивают выполнение этих мероприятий.

Если выполнение мероприятий данным подразделением не получается – значит необходимо корректировать планы других подразделений.

Например – мы запланировали продажи в размере 1 000 рублей, затраты в размере 800 рублей и прибыль в 200 рублей. Но потом понимаем, что не сможем выполнить план продаж и наш доход составит 800 рублей. Что делать?

В первую очередь – надо попытаться поднять продажи. Например, если мы дадим дополнительную рекламную компанию стоимостью 20 рублей, получим дополнительно 100 рублей дохода. Всё. Больше – никак поднять продажи не получится. А значит – придётся сокращать затраты других подразделений.

К примеру – получилось снизить затраты других подразделений на 70 рублей. Таким образом получаем – доходы 900 (800 + 100) рублей и затраты 750 (800 + 20 – 70). Прибыль компании составит 900 – 750 = 150 рублей. Меньше, чем по плану. Но если этого не сделать – мы получим нулевую прибыль.

Таким образом второе «ЧТО» – это учёт факта и борьба с отклонениями

И наконец третий вопрос – «КОГДА»

Очевидно, что все попытки исправить отклонение через месяц после того как оно возникло, – не только бесполезны, но и невозможны. Тем не менее в большинстве компаний фактическая информация об исполнении бюджета собирается слишком поздно. В лучшем случае – это начало месяца, который следует за отчётным, но в большинстве случаев – это середина или конец следующего месяца.

После этого остаётся только развести руками и сказать «Ну не получилось! В следующий раз будем обращать на это внимание!». Но и в следующий раз, и во все другие разы – снова и снова происходит то же самое.

Так будет продолжаться до тех пор, пока мы не начнём собирать факт в режиме реального времени. Тогда у наших руководителей и сотрудников появится возможность исправлять возникшие отклонения сразу после того, как они возникли.

В нашем примере – если бы мы не увидели отклонение по продажам, не выделили бы дополнительные деньги на рекламу и не поумерили бы аппетиты других подразделений – мы получили бы нулевую прибыль (-100%). Но мы отреагировали вовремя – прибыль оказалась ниже (- 25%), но всё-таки она есть.

А значит «КОГДА» – означает сразу же при возникновении отклонения.


Таким образом получается, что Бюджетирование – это:

1. Финансовая ответственность каждого подразделения или сотрудника

2. Планирование финансовых результатов отдельных подразделения и сотрудников

3. Сбор факта в режиме реального времени и выявление отклонений

4. Устранение отрицательного влияния отклонений

Таким образом получаем Новое Определение Бюджетирования:

Бюджетирование – это управленческая технология, которая позволяет компании достигать целевых финансовых результатов посредством определения вклада каждого подразделения или сотрудника в финансовый результат компании, планирования финансовых результатов подразделений и сотрудников, сбора факта в режиме реального времени и выявление отклонений от плана, а также реализация мероприятий, направленных на устранение негативных последствий обнаруженных отклонений.

А теперь подумайте - как система бюджетирования работает в Вашей компании?

Если Вам интересно как построить правильную систему бюджетирования - приглашаю Вас на свой семинар по управлению финансами!

А на сегодня всё. Всем удачи! :)


Вам понравились "Заметки головастика"?

Заметки ГоловастикаЗаполните форму подписки, которую Вы видите справа и новые материалы нашего проекта будут приходить Вам по электронной почте!

И как всегда - мы с нетерпением ждём Ваших комментариев к этой статье!


Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Владимир 18.03.2013
Наконец то ,впервые,за достаточно длинный период времени лазания по интернету,встретил что то разумное!!!
К большому сожалению в современных российских компаниях ,от появления разумных мыслей до реализации  пройдет очень большое время!
готов к общению vv.66@mail.ru
Илья Гришин 18.03.2013
Спасибо! Очень приятно!
На самом деле - для реализации любой умной мысли в любой компании нужна технология и исполнители. Технологиями может обладать кто угодно - руководители, специалисты или привлечённые консультанты. А вот исполнителями могут быть только сотрудники этой компании. Если "втянуть" их в проект - любой проект пройдёт быстро и "на ура"!
Но большой вопрос - как это сделать? Далеко не у всех это получается и именно из-за этого "валится" большинство проектов. :)
Почитатйте ещё одну статью Ильи Гришина "Как сделать любой проект успешным"
Наталья 18.03.2013
Илья, мне просто интересно, со времени написания статьи прошло три года, изменилось ли что нибудь в этом направлении в российском бизнесе? Просто Ваша статья очень хорошо описывает реальную ситуацию в бизнес среде Беларуси сегодня. И как не бьешься, очень мало людей понимают полезность и необходимость реального бюджетирования.
Добавить комментарий от имени:


Теги:

Последние записи: